Умная методика

Центр инновационного дополнительного образования

Шариковая ручка: инновация и креативность

Инновация (англ. novation) – новшество, или нововведение, которое возможно в самых разных областях – от техники до методов управления.

Креативность (англ. create – создавать, creative – созидательный, творческий) – творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Расскажем, как два этих качества объединились в создании такого обыденного для  нас предмета, как шариковая ручка.

 

Современная шариковая ручка была изобретена венгерским журналистом Ласло Биро в 1938 году и запатентована в Аргентине в 1943 году.  Однажды, находясь в типографии, он задумался над тем, почему обычные перья оставляют столько клякс, и могут ли чернила высыхать быстро. И первым пришел к выводу, что для шариковой конструкции требуются совершенно особые чернила: с одной стороны, они должны очень быстро сохнуть на бумаге, с другой — не застывать на самом шарике, чтобы не  мешать ему вращаться.

Взяв за образец быстросохнущую типографскую краску, с помощью брата Джорджа, химика по образованию, Ласло Биро разработал двухкомпонентные чернила, состоящие из пигмента и глицерина, который быстро впитывался бумагой. К пишущему узлу густые чернила подавались с помощью подпружиненного поршня и капиллярного эффекта.

Первым делом данное изобретение заинтересовало военных. В 1944-м лицензию на ее производство купила Великобритания, где ручки под маркой Biro отлично зарекомендовали себя в Королевских ВВС, так как из-за перепада давления при навигационных расчетах перьевые ручки на высоте постоянно вытекали.

Ручка Биро быстро стала популярной в Аргентине. Но для настоящего успеха шариковая ручка должна была завоевать американский рынок. Коммивояжер Милтон Рейнолдс, находясь в Буэнос-Айресе, случайно купил несколько ручек и узнал, что они запатентованы только в Венгрии и Аргентине. Ласло Биро не отличался дальновидностью и не защитил свое изобретение патентом на американском рынке. Рейнолдс внес небольшие изменения в конструкцию шариковой ручки, запатентовал и наладил её производство в Америке. Осенью 1945 г. ручки Рейнолдса появились в широкой продаже в Нью-Йорке и были поначалу разрекламированы как первые, способные писать под водой. День 29 октября 1945 года вошел в историю. При диком ажиотаже 10 тысяч шариковых ручек было продано в течение дня в одном магазине в Нью-Йорке. А менее чем за год было продано около  2 миллионов ручек.

Затем на рынок вышли конкуренты, и началась рекламная, патентная и ценовая «война шариковых ручек».

Отдельное место в ней занимает французский барон Марсель Бик, вложивший все свои деньги в размере 1 тысячи долларов в производство шариковых ручек. Поначалу он работал себе в убыток. Но скоро в его голову пришла инновационная мысль – авторучки должны быть одноразовыми и стоить в 30 раз дешевле! Барон усовершенствовал и упростил конструкцию, получив самую дешёвую (одноразовую) в производстве модель шариковой ручки под названием «Bic Cristal».

В 1958 г.  Марсель Бик приобрел компанию Ласло Биро и предложил новую идею: одноразовыми должны быть зажигалки и бритвы, что было практично – именно они чаще всего теряются. И это стало модно – каждый месяц можно подбирать аксессуары под новую одежду. Особой популярностью одноразовые вещи пользовались у молодежи, в этом был дух постоянного обновления.

Главная инновация Марселя Бика лежала в области философии потребления. Вещь должна быть одноразовой, потому что это идеально соответствует невероятному ускорению жизни в XX веке.

 

Историю появления шариковой ручки можно посмотреть на портале «Интересные факты».

А в этом материале узнаете об искусстве с шариковой ручкой, ведь некоторые художники в качестве инструмента выбирают именно её.

Закончим словами американского теоретика менеджмента Теодора Левита: «Креативность – это выдумывание новых вещей. Инновация – это создание новых вещей».

«Умная методика» в последний месяц лета желает вам поймать творческую волну и создать свою инновацию!

 

2

rootШариковая ручка: инновация и креативность